Центробанк анонсировал новый формат контроля, который будет осуществляться с использованием поведенческой системы надзора. За основу концепции взята следующая идея — представители надзорной сферы должны предупреждать недобросовестные решения и действия банкиров, финансистов, брокеров или страховых агентов, которые потенциально могли нарушить права потребителей их услуг.
Над реализацией концептуального проекта ведут работу несколько департаментов регулятора, разрабатывая нормативы и стандарты, а также правовую платформу для внедрения новой надзорной системы.
С начала 2017 года регулятор объявил о стремлении к всесторонней защите интересов потребителей, хотя весьма продуктивно работают такие сервисы, как Служба ЗПП финуслуг и миноритариев, контакт-центр Центробанка по работе с жалобами от населения, а также сформирован ряд законных актов для защиты интересов граждан на финрынке.
Но регулятор решил разработать дополнительный комплекс стандартов для надзора. По мнению инициаторов, низкий уровень финансовой образованности не позволяет потребителям самостоятельно противостоять недобросовестным представителям сектора, что и приводит к высокому проценту нарушений прав. Необходимо введение предупреждающей системы стандартов, когда действия модели надзора направлены не на устранение свершившейся проблемы, а на причины, которые провоцируют ее.
Для этого будет разработан комплекс рабочих нормативов для участников рынка, соблюдение которых позволит предотвратить значительное количество правонарушений в сфере финансов. Специалисты ЦБ работают над созданием модели поведения при контакте с клиентом, форматом обработки входящих обращений и другими деталями, из которых состоит механизм поведенческого контроля.
Дополнительно будет введен закон о равной ответственности агентов при выпуске и продаже финансовых продуктов и услуг. То есть, при продаже банком страховки, выпущенной сторонней фирмой, и фининститут, и страховщик несут ответственность за инструмент в равной степени.