Регулятор в 2016 году усилил борьбу с недобросовестными практиками на рынке, особенное внимание уделяя манипулированию ценными бумагами. Число доказанных нарушений повысилось, оценены причиненные убытки. Но реального наказания для нарушителей так и не последовало.
Количество фактов манипулирования, которые были доказаны, в 2016 году было максимальным. Показатели раскрытых фактов превысили общую сумму за два предшествующих года.
Доказанные факты были зафиксированы даже среди старожилов рынка. Также все чаще в расследованиях Центробанка стали появляться конкретные личности — за уходящий год 12 сотрудников финансовых организаций остались без лицензий.
Впервые за историю борьбы с манипулированием на рынке была озвучена конкретная цифра — сумма заработка манипулятора в нелегальном деле. По расчетам ЦБ, необоснованное обогащение в ходе манипулирования ценными бумагами бывшего трейдера Юрия Хилова составило 255 млн рублей.
Сегодня борьба с манипулированием становится все более публичной и часто затрагивает серьезные финансовые организации. В процесс включены многие участники рынка — от брокеров до биржи, хотя многие не знают точно, как отличить креативную стратегию от нелегальной манипуляции.
Несмотря на наличие соответствующего закона, действующего с 2010 года и позволяющего привлекать манипуляторов к ответственности, ни один трейдер пока не был официально осужден за манипуляции с ценными бумагами.
Ситуация объясняется изобретательностью участников рынка, использующих сложные финансовые схемы для манипулирования. Также отражается недостаток профильных специалистов в надзорных органах, способных грамотно оценить конкретную финансовую операцию и сделать заключение о ее соответствии закону.
Возможно, в дальнейшем на российском рынке найдется способ борьбы с манипулированием активами, но пока на данное нарушение обращает внимание лишь Центробанк.